Е. Ленковская: «Наши дети лучше знают про заморские чудеса, чем про здешние сокровища. Так быть не должно...»
«Сокровища Рифейских гор» — так называется книга об Урале, выпущенная в Екатеринбурге издательством «Генри Пушель». Большое красочное издание адресовано прежде всего детям. Где на Урале можно увидеть наскальные рисунки, сделанные 14,5 тысячи лет назад? Какого цвета чугун? Кто такие клинковые рисовальщики? На эти и другие самые неожиданные вопросы есть ответы в этой книге. Большой формат, твёрдый переплёт, лаковая обложка, художественное оформление, множество забавных рисунков и полезных схем — эта книга сама по себе настоящее сокровище и прекрасный подарок ребёнку. Её автор — искусствовед и детская писательница Елена Ленковская отвечает на вопросы журналиста нашего портала.
— Елена, расскажите подробнее, как ваша книга устроена.
— В книге девять разделов, каждый посвящён одному из художественных явлений, которыми знаменит Урал. Златоустовские гравированные клинки, пермский звериный стиль, тагильский расписной поднос, чугунное литьё, камнерезное искусство и так далее. В конце каждого раздела есть разворот «Вопросы начинающему эксперту» — это с известной долей юмора составленные тесты, которые помогают читателю проверить, насколько хорошо он разобрался в теме. Эти развороты, как впрочем и вся книга, снабжены огромным количеством картинок, выполненных известным художником Александром Шабуровым.
— Книга эта и в самом деле — настоящее произведение искусства. Кстати, именно за оформление «Сокровищ…» на издательском конкурсе «Книга года» художник Александр Шабуров получил приз в номинации «Художник года».
— Да, художник «Сокровищ...» был отмечен «За верность традициям искусства книги, мастерство и художественный вкус». И совершенно заслуженно! Иллюстрации в книге прекрасные: содержательные, полные юмора и говорящих деталей. Благодаря художнику Шабурову «Сокровища» превратилась в артефакт, который можно рассматривать бесконечно! И ни одна, даже маленькая закорючка, не попала на страницы книги случайно! Она обязательно имеет отношение к уральской культуре. Если вы видите всего лишь цветочек — будьте уверены, дотошный Шабуров поместил его сюда не спроста, это или стилистически точно переданная деталь декора пермской деревянной резьбы, или же тагильская роза с лакового подноса...
Тут, кстати, надо сказать спасибо огромное нашему издателю Александру Колпакову — за чутьё в выборе иллюстратора, и за то что выдал художнику карт-бланш: он не только нарисовал к «Сокровищам» сотни иллюстраций, он и макетом книги занимался сам: то есть это был полностью шабуровский арт-проект. И художник в работе над ним продемонстрировал высокий уровень мастерства, дерзость художественного решения и мощный творческий драйв. Никто ведь не стоял у него за плечом и не диктовал — вот здесь нарисуй мужичка с коровой на плечах, а тут — вид сверху на драку писателя Гоголя с г-ном Противочугунновым... Это всё его гениальные придумки, это колоссальная по объёму художественная работа! Я очень рада, что доверие издателя художнику, его незаурядной фантазии и вкусу оправдалось на все сто: книга получилась цельной и с первого взгляда способна впечатлить любого читателя — от любознательного дошкольника и скептически настроенного подростка до взрослых, самых придирчивых ценителей хорошей книжной графики.
— Для книги о традиционных уральских художествах у «Сокровищ...» довольно неординарное получилось оформление – иногда даже комиксы используется. Но благодаря этому порой непростые для восприятия произведения народного искусства вдруг по-новому заиграли…
— Чтобы человек, а тем более ребёнок, разобрался в чём-то, серьёзно во что-то вник, полезно его для начала обрадовать, удивить, озадачить. Втянуть так сказать в тему, увлечь, «подсадить» — в хорошем смысле. Мы с Александром Шабуровым, как авторы, хорошо это понимаем. И уж конечно, разбираясь с художественной культурой Урала, нужно начинать с вещей понятных и привлекательных для ребёнка, учитывать особенности его опыта, его возраста. А разбираться нужно, иначе мы будем растить Иванов не помнящих родства! Нужно, чтобы уральские дети больше знали о крае, где живут. Урал — удивительное место, и странно жить на Урале и не интересоваться его древней историей и культурой, которой, между прочим 14,5 тысяч лет.
— В самом деле? Это официальная статистика???
— Именно так, судя по возрасту росписей пещеры Шульган-таш, своим существованием доказывающих, что на Урале очаг культуры существовал ещё во времена палеолита. Наскальные рисунки Шульган-таш (её ещё называют Каповой пещерой) — самые древние на территории Урала художественные произведения. Из тех, что сохранились до наших дней, конечно. Знают об этом наши дети? Далеко не все... Наши дети, как ни странно, лучше знают про заморские чудеса, чем про свои сокровища. Так быть не должно, если мы всерьёз думаем о будущем.
— Ну, что требовать от детей, если даже взрослые не все в курсе...
— Знаете, у нас ведь существует определённая система приоритетов в информационном поле. Могу привести очень наглядный пример. Как автору детских книг мне приходится довольно часто встречаться со школьниками — и с некоторых пор во всех детских аудиториях я стала задавать один и тот же вопрос. Точнее, вопросов два. Первый: «Кто что-нибудь слышал или знает о Шигирском идоле?» Обычно максимум одна-две руки на всю аудиторию. Второй вопрос следом: «Кто что-нибудь слышал о египетских мумиях?» Лес рук. Лес! Где Египет и где Шигирский торфяник, я вас спрашиваю? Я уж не говорю о музее краеведческом, который вообще-то в самом центре Екатеринбурга, именно там этот идол хранится и любой может прийти и увидеть его воочию? Шигирскому идолу 11 тысяч лет. Это самая древняя деревянная скульптура в мире!!!! Он в гораздо старше знаменитых египетских пирамид, он любой мумии даст фору и по части древности, и по части загадочности. И может взбудоражить воображение ребёнка ничуть не меньше... Но наши дети отчего-то не в курсе.
— И что делать?
— Ну как что! Просвещать. Рассказывать.
— То есть главная задача книги — рассказать о родном крае? Это такой краеведческий проект?
— Не совсем. Не только краеведческий. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что эта книга об искусстве. Я же искусствовед по образованию, поэтому взялась рассказать не об Урале вообще, а именно о произведениях искусства, которыми наш край знаменит. Есть ведь у нас художественные феномены, имеющие мировое культурное значение — как, например, пермская храмовая деревянная скульптура. Уникальнейшее явление, очень мощное в художественном смысле. Есть явления второго ряда, но также узнаваемые, интересные, яркие, и знать о них нужно. А ещё — мне интересно, как произведения сделаны. Тут мы с детьми — которым, как известно, всегда хочется всё потрогать руками, разобрать, влезть внутрь — совершенно совпадаем. Поэтому в книге много именно таких сведений о том, как отливают чугунную скульптуру, как делают русскую малахитовую мозаику, как по рисунку на клинке узнать, что перед тобой именно работа златоустовских мастеров... Так что нельзя назвать книгу чисто краеведческим проектом. Хотя задачу краеведческого просвещения книга, безусловно, тоже решает. Причём не только за счёт энциклопедической наполненности! Понимаете, очень важно не просто накидать всяких сведений в голову ребёнка. Главное — сформировать потребность в таком знании, придать этому знанию смысл, вызвать интерес к дальнейшему самостоятельному освоению предмета.... Если ребёнок пойдёт после знакомства с книгой в музей (хотя бы на идола посмотреть, а там и ещё за что-то интересное зацепится), если он по-новому посмотрит на каслинскую статуэтку на бабушкином комоде, если он, к примеру, начнёт корябать пальцем лаковый поднос на вашей кухне, проверяя крепость его лака — потому что теперь он знает, как нижнетагильские подносы делают! — вот тогда хорошо, значит мы всё сделали правильно.
— Как же определить жанр вашей книги? А то в прессе как её только не называют — и сборником рассказов об Урале, и повестью, и уральской энциклопедией...
— Раньше такую литературу называли научно-популярной... Это не энциклопедия в чистом виде, разумеется. Это же не просто набор сведений, это ещё и доверительный разговор с читателем о разных вещах. Понимаете, искусство — тема непростая, тонкая тема, она непременно требует отсылок к личному жизненному опыту читателя. Недостаточно представить ребёнку в книге уйму различных врезок с интересными фактами, схемками, забавными картинками и прочее. Это всё здорово, без этого вообще никак, но если мы бросим ребёнка как в воду, в ворох этих фактов и сведений, то он возможно поплывёт, а может и нет! Вести и поддерживать его в этом плавании, направлять в поисках порядка и смысла во всём этом многообразии — вот что требуется. Хотя бы на первом этапе, на этапе знакомства с материалом. Это уже задача автора текста!
— А правда, что ваш текст на Всероссийском конкурсе литературных произведений для детей и юношества «Книгуру» обошёл в финале художественные произведения? Или там была отдельная номинация для нон-фикшн?
— Правда. Обошёл.)) Номинация в том сезоне была одна: моя «познавалка» единственная из такого рода произведений добралась до финала, поэтому пришлось ей соревноваться с художественными текстами. Результат стал сюрпризом для всех. И в первую очередь для меня самой. Уж никак не ожидала, что подростки отдадут предпочтение познавательному тексту.
— Учитывая, что в жюри были дети с разных концов страны, и для большинства из них Урал — край далёкий и возможно, не слишком актуальны его реалии, это, пожалуй, говорит о высоком качестве текста...
— Ну вы ещё учтите, что книга-то об искусстве. Разговор о произведениях искусства просто обязан сопровождаться предъявлением читателю иллюстраций! Если не показать артефакты на картинке, рассказ о них воспринимается намного сложнее. Правила же конкурса для всех одинаковы, они не позволяют снабжать текст иллюстрациями: соревнуются только тексты. Так что пришлось попотеть над рукописью, чтобы сделать описания как можно более наглядными и живыми. Это был такой вызов самой себе в профессиональном плане — насколько технично владею возможностями языка для разговора об искусстве... Однако тот факт, что дети отдали предпочтение именно этому произведению среди множества не менее достойных, говорит не только о качестве текста, понимаете? Это ещё и о качестве детей наших говорит!! У нас качественные дети. Они, часто неожиданно для взрослых (имеющих стереотипные и не слишком лестные представления о современных подростках), проявляют глубокий интерес к вещам серьёзным и важным. Это один взрослый московский литагент мне сообщил, что Урал — узкая тема, поэтому с этой рукописью он работать не возьмётся, даром что она первую премию на Всероссийском конкурсе взяла... А дети так не считают, и правильно делают. Анекдот, да и только. Впрочем, ну и ладно. Книгу выпустило екатеринбургское издательство «Генри Пушель» (и это уже не первая книга этого издательства об Урале для детей), и прекрасно всё получилось. Потому что в этот проект вкладывали душу — все, кто над книгой работал.
— Видно, что в неё впрессована колоссальная энергия! И ведь она реально работает, провоцирует взрослых и детей на творческую и познавательную активность. Начались в городском пространстве экскурсии, квесты, викторины по материалам книги, даже, я слышал, настольная игра по книге готовится...
— Да. Мы ведь и хотели, чтоб она будила в читателе интерес к Уралу, будоражила, звала. Для многих очень «заразительны» шабуровские рисунки, детям и даже взрослым хочется схватить в руки карандаш или гелевую ручку, и тоже начать рисовать... Впрочем, не только рисунки в книге заразительны. Знаю, что один семилетний читатель, сын моих знакомых, не успев прочесть предисловие, отложил книгу в сторонку и бросился искать чистую тетрадь. Свои действия удивлённым родителям он объяснил так: «Я тоже много путешествовал! Я тоже буду свою книгу писать!» Вот и прекрасно. Пусть пишет!!!
беседовал Артём Задворнов |